Оксана Пенагиао выросла в Санкт-Петербурге, архитектор в самом широком смысле этого слова. Человек, который работает с пространством любого масштаба и не важно ограничено ли это пространство стенами или улицами города, как это может быть в проекте с парком.
Говоря о юморе в архитектуре я ни в коем случае не имею в виду здания в виде корзины (The Longaberger Basket Building) или танцующие дома (Фрэнк Гери) это скорей карикатура.
Наверное юмор и смелость, для меня, существуют неразрывно. Последний проект, который откликнулся в моем сердце – стена Teeter-Totter на границе Мексики и США. Вирджиния Сан Фрателло сделала качели-балансир, где на одной стороне жители Мексики качаются, а на другой – американцы. Она не стала проектировать «арку дружбы» или еще чего более высокомерного, а спроектировала качели, да еще и розовые.
Первое время я много путешествовала по стране. И меня сильно заинтересовала вернакулярная архитектура. Как определил Пол Оливер вернакулярная архитектура – это архитектурный язык народа, включающий понятия этнического, регионального и сугубо местного. Существует тенденция глубокого осмысления сложившейся архитектуры и использование этого анализа в современном проектировании. Эта история меня вдохновила на целое исследование о строительстве из земли, в частности в Португалии. Это оказалось не только экологично и практично, но и с экономической точки зрения очень рентабельно. Я исследовала несколько зданий, построенных без использования бетона и цемента, но возведенных из земли, вскопанной прямо на объекте.
Нужно понимать, чтобы проектировать экологично не достаточно только использовать экологичные материалы. Часто забывают о том сколько мы тратим энергии на транспортировку того или другого материала каким бы этот материал экологичным ни был по своему составу. И таких скрытых факторов множество.
До тех пор пока устойчивая архитектура не станет более рентабельной, а это на данный момент невозможно без помощи государства, всерьез говорить о глобальной тенденции не является возможным. К сожалению, Португалия не подходит к этим вопросам гибко.
Именно поэтому меня так захватила вернакулярная архитектура. Я думаю для того чтобы экологичное проектирование спустилось из сектора роскоши в средний класс мы должны оглянуться вокруг нас.
Мой принцип – без принципа. Когда у проекта все сложилось ты просто это чувствуешь и где-то одни правила сработали, а где-то все не по правилам, но получается вау-проект.
Как правило, в процессе проектирования мой главный и ненавистный мною оппонент это я сама. И этого уже предостаточно.
Существует много стереотипов относительно керамики, и Португалия не является исключением. Один из них, что керамика – это такое ремесло и искусству в нем не место. Другой стереотип – архаичность. Хотелось бы разрушать стереотипы и воплотить это в своих проектах.
Но самое любимое место, где я действительно отдыхаю это мой дом.