Музыкальное образование в Португалии.

В разных странах есть свои особенности получения того или иного образования. Где лучше и где хуже, не всегда можно ответить однозначно. Но чтобы сделать собственные выводы, принимая решение, куда пойти учиться (или работать) или же куда отдать на обучение своих детей, можно попытаться провести первичный анализ этих различий.

Я приехала в Португалию в 2015 году. У меня обширное гуманитарное образование, полученное в Петербурге и Москве. Но я считаю, что в любом возрасте интересно поучиться чему-то ещё и в связи с этим возникла мысль найти местную консерваторию и поступить на одну из специальностей факультета повышения квалификации (по аналогии с тем, как это было в Москве). Возникло желание узнать больше о национальной музыке Португалии, погрузившись в неё профессионально.

Но каково же было моё удивление, когда я поняла, что консерватории в Португалии вовсе не являются высшими учебными заведениями. По сути, это музыкальные школы, в которых изучают различные дисциплины и направления. Т.е. получение образования в такой консерватории нельзя приравнять даже к нашему музыкальному училищу – это просто хорошее дополнительное образование, которое, конечно, при желании можно продолжить.

Важно понимать, что слово «консерватория» в Португалии используется в двух смыслах, поэтому когда речь идет об учебном заведении, добавляют «музыкальная консерватория». Для русского уха это звучит странно, так как мы никакую другую консерваторию представить не можем, однако здесь это именно так.

«Консерваториями» в Португалии называются государственные учреждения, занимающиеся оформлением определенных документов – в частности, оформлением официального бракосочетания. А если копнуть вглубь истории, то это слово имело и вовсе третье значение. В XVII веке в Венеции «консерваториями» назывались приюты для брошенных детей, в которых их растили и обучали музыке. Музыка становилась всё более популярным и востребованным ремеслом, и девушки, умеющие играть на музыкальных инструментах и петь, могли получить работу гувернантки или даже учительницы музыки. Шансы удачно выйти замуж тоже увеличивались. Музыкальным руководителем одной из таких консерваторий был великий Антонио Вивальди.

Помимо обучения в музыкальных консерваториях Португалии, дети получают начальное музыкальное образование в школах. Но как показывает мой собственный родительский опыт и опыт наших знакомых семей, не во всех школах музыкальные занятия проводятся. А если и проводятся, то далеко не всегда этим занимаются музыканты. Подчас это просто включенные популярные песни, которым дети пытаются подпевать. Но бывает и иначе. У меня были ученики, которые говорили, что уже знают названия нот и умеют писать скрипичный ключ, так как делали это в школе. Кому-то рассказывали о композиторах, где-то учат играть на детских флейтах. Но серьезных музыкальных занятий там нет.

В частных школах ситуация отличается и дирекции школ имеют возможность нанимать настоящих учителей музыки. Часто ими оказываются русские и итальянские преподаватели.

Но существует и ещё одна, очень интересная, на мой взгляд, система школьного музыкального образования. Ряд специальных музыкальных учреждений – в частности, Консерватория музыки города Лоле (Алгарве) заключает договоры с агрупаменто (официальное объединение нескольких начальных и средних школ с общим руководством) и проводит конкурсный отбор среди детей. До недавнего времени это были только школьники, закончившие начальную школу (т.е. дети 10-11 лет), но с прошлого года объявили набор первоклассников.

В чем суть этой системы? Несколько человек из класса часть своего учебного времени проводят в консерватории, где занимаются игрой на музыкальных инструментах, играют в оркестре, поют и осваивают музыкально-теоретические дисциплины вместо какой-то части других школьных уроков. Т.е. осуществляется как-бы профильное образование. Детей возят непосредственно из школы и туда же возвращают. Хотелось бы надеяться, что это происходит не в ущерб остальным предметам, потому как профессиональными музыкантами смогут стать единицы.

Отбор на такое обучение проводится довольно жесткий и не всегда ребенок имеет возможность попасть именно на тот инструмент, на который захочет. В некоторых случаях могут предложить альтернативу. И, что очень важно для многих родителей, это образование дети получают бесплатно.

Конечно, существуют частные музыкальные школы и студии, где самые разные правила, расценки и условия.

Я непосредственно осуществляю частную музыкальную практику: преподаю фортепиано, пение и историю музыки. Ко мне приходят как «с нуля», так и те дети, которым не хватает уроков музыки, получаемых ими официально. Приходят заниматься и взрослые люди. Мы проводим открытые уроки, участвуем в концертах и организовываем собственные.

Что касается получения высшего музыкального образования, то таких возможностей здесь не так много. Степень бакалавра, например, можно получить в Universidade Nova de Lisboa, на факультете социальных и гуманитарных наук. Срок обучения от трех до семи лет, в зависимости от выбранной специальности.

В Португалии очень развит фольклор и любительское музицирование и это я считаю очень сильной стороной музыкального развития. Юношеские и взрослые оркестры (от камерных до довольно крупных) можно встретить на любых праздниках, фестивалях и просто на субботнем рынке. Люди однозначно любят музыку и любят ею делиться. Конечно, таким выступлениям нельзя давать профессиональную оценку – это примерно как социальные танцы. Но я считаю это прекрасным досугом как для самих музыкантов, так и для их слушателей. А вот что касается академической музыки, то её состояние более плачевно. Безусловно, есть хорошие оркестры с конкурсным набором высокопрофессиональных музыкантов – например, оркестр Фонда Гульбенкяна в Лиссабоне, оркестр Classica do Sul (Алгарве) и ряд других. Но это всё же, скорее, исключение, нежели правило. Увы, нам доводилось бывать на концертах (и отнюдь не бесплатных!), где музыканты даже не всегда попадали в ноты, а что уж говорить о красоте звучания, настроении и т.п.

Почему такое происходит и как это возможно? Может быть, это и является показательным «срезом» уровня музыкального образования в Португалии? Преподаватели и родители постоянно хвалят учеников, поощряют сам процесс, придавая не слишком большое значение результату. Здесь к слову приведу цитату из книги Ф.И.Шаляпина «Маска и душа»: «У начинающего артиста, в какой бы области он ни работал, есть очень опасные враги – домашние поклонники, которые настойчивыми голосами говорят ему об его необыкновенном таланте. … Молодой человек теряет линию собственной оценки и начинает радоваться тому, что он представляет собой в искусстве нечто замечательное.» Согласитесь, очень верное замечание! Поэтому нам, родителям и педагогам, очень важно уметь соблюдать этот баланс: поощрить, но не перехвалить. Критиковать, не унижая и не обесценивая. И это нелегко.

Давайте-ка вспомним, как это было у нас. Сколько раз мы выбегали со слезами из музыкального класса? Сколько раз пытались бросить учету? Сколько нас называли бездарями, идиотами и ни к чему не пригодными? Да, кто-то из нас стал хорошим музыкантом. А остальным погубили детство просто так, из-за неуёмных амбиций взрослых.

И вот мы имеем то, что имеем – там и здесь. Да, я поеду слушать хороший оркестр в Лондон или Петербург, оперу – в Милан или Вену. Но именно в португальском музыкальном образовании есть то, что я считаю огромным плюсом, способным перевесить все недостатки: здесь учат любить музыку. А не это ли самое главное?

CU-0007

Вам также может понравиться…

Слава Україні